🌱 Хочу научиться искусству воспитания и преподавания 🎓
— Лиза, ну, что же ты опять кричишь на Машу? Что вы опять не поделили?
Этот вопрос висел в воздухе, лишённый всякого смысла. Громкий голос, срывающийся на крик, опять разрывал спокойствие дачного участка. Дедушка Александр пытался вмешаться, но знал: его роль — быть просто «гостевым дедушкой». Он не родитель и не воспитатель. Лиза и Маша — это семья, но семья непростая, неполная. Лиза — мать-одиночка, находящаяся в «активном поиске», как сейчас модно говорить. А Маша — её семилетняя дочь, рожденная в предыдущем, несчастливом браке, «побочный продукт» тех времён, которые Лиза скорее хотела бы забыть.
Приезжают они к дедушке на дачу каждый выходной. И каждый раз картина повторяется — уроки, слёзы, упрёки. А дедушка Александр наблюдает и страдает в душе. Он осознаёт, что рожать детей — не значит автоматически становиться хорошими родителями. Чтобы воспитывать, нужно нечто большее. И часто кажется, что Лиза это «нечто» упустила, когда сама ещё была ребёнком.
👨🏫 Ситуация снова вышла из-под контроля. Маша села делать домашнее задание, а Лиза — помогать. Это затеяло ссору, и, как всегда, ничем хорошим не заканчивалось.
— Деда, я не хочу так писать! Я напишу, а она всё стирает! Говорит, я плохо пишу! — плачет Маша, её глаза уже покраснели от слёз. — Я не обязана с тобой возиться, истеричка! Дети твоего возраста уже сами всё делают! — раздражённо ответила Лиза.
Александр только вздохнул. Как трудно объяснить, что детей надо любить, что важнее чувства безопасности и поддержки для ребёнка — ничего нет. Ему вспомнилась фраза из старого фильма: «Ну, как объяснить, что детей надо любить?» Внутренне он понимал, что Маша не получает этой любви. И с каждым днём её маленькое сердце всё сильнее запирается в собственной скорлупе — она прячет слёзы, ищет укрытие в дедушкиных объятиях или в тишине.
👩🦳 Семилетняя Маша и двадцатисемилетняя Лиза — две девочки, каждая со своими страхами и обидами. Но и самому Александру никто не объяснил, как правильно воспитывать. Он знал лишь одно: текущее положение дел — неправильное. Да, мир идеален быть не может, но в своих силах стремиться к лучшему. Александр вспомнил, как в юности пропустил важные годы воспитания Лизы, когда был с женой Натальей в длительных командировках на севере, зарабатывая деньги для семьи. Слишком много пропущенных моментов, важных лет.
🤔 Погрузившись в размышления, Александр вернулся в реальность. Маша и Лиза сидели рядом, каждая уткнувшись в телефон. Никакой радости, никакого движения к лучшему.
— Ох, девочки, нелегко с вами… Пойду-ка я к Петровичу. Кто из вас остаётся за старшую? — Я! — крикнула Маша. А Лиза только усмехнулась.
🏫 Петрович, сосед Александр, был особенным человеком. Он был из тех, кто в любое трудное время мог бы стать лидером — возглавить группу «выживальщиков» и провести их через все испытания. Но в наше время его таланты использовались мирно: он сажал картофель, строил домик из пивных бутылок рядом со своим кирпичным домом и всегда находил время, чтобы побеседовать с соседями. Для всех он был просто Петрович, хотя по документам Владимир.
Когда Александр пришёл к нему, разговор быстро свёлся к наболевшему. — Да, беда с ними, — Петрович слегка раскраснелся от крепкого чая. — Здесь, Саш, подход нужен. И каждому индивидуальный. Детей бог мне не дал, но племянников я воспитал. Да и когда преподавал в колледже… Александр кивнул, не удивившись. Петрович имел такую насыщенную биографию, что его можно было сравнить с Козьмой Прутковым. — Ох, не одолеть мне этой науки, — вздохнул Александр. — Обеих надо воспитывать. — Да нет, Саш, не такая уж это и наука, — вздохнул Петрович. — Каждый ребёнок, да и взрослый, требует своего подхода. Важно, чтобы у них был интерес. Вот внучке, например, давай награду за старание: копеечку, сладость. А с Лизой… здесь ласка и внимание. Помнишь, как в том фильме? Завтра приду к вам, поговорю с обоими.
Александр задумался. Может, действительно стоит начать с малого? Попробовать с Машей позаниматься самому, дать ей ту поддержку, которую не может дать мать. А Петрович продолжал: — Не унывай, Сашка, — сказал он уже на выходе. — Не боги горшки обжигают. Воспитаешь ты девчонок.
💚 Когда Александр вернулся домой, Лиза и Маша были спокойны. Маша подбежала к нему с листочком в руках: — Деда, посмотри, как у меня получилось! Александр улыбнулся. Действительно, получилось красиво. Он ласково погладил внучку по голове. — Ты у меня молодец! На следующий день Александр решил взять инициативу в свои руки. Он сел рядом с Машей и стал помогать ей с уроками. Маша старательно выводила буквы, зная, что за старания будет маленькая награда. Петрович заглянул к ним вечером, пока дедушка с внучкой занимались, он тихо разговаривал с Лизой. — Мама, смотри! — крикнула Маша, показывая свои буквы. — Хорошо у вас получилось, — сказала Лиза. Её голос был мягче, чем обычно.
💪 Петрович умел воздействовать педагогически. И Александр заметил, что их усилия начинают приносить плоды. Девочки стали относиться друг к другу лучше, с уважением. Взаимное недовольство уступило место маленьким проявлениям доброты. Воспитывать — это не просто. Но, оказывается, если подходить к этому с любовью, терпением и настойчивостью, результат не заставит себя ждать. Воспитывать никогда не поздно — даже если это не только дети, но и взрослые.
Искусство Воспитания 🎓🌱👨🏫